Боевики суннитской группировки «Исламского государства Ирака и Леванта», объявившей в воскресенье о создании исламского халифата в Сирии и Ираке, действуют в соответствии со стратегическими интересами США. Они свергают правительство иракского премьер-министра шиита аль-Малики, который сблизился с Ираном, выступил против свержения Башара Асада в Сирии, вернул в страну российские компании и предоставил им 15% контрактов на разработку месторождений нефти и газа.
Действительно ли Вашингтон в растерянности от действий ИГИиЛ, и не знает, как остановить ее наступление на Багдад? Для этого надо было просто прекратить финансировать ее отделения в Сирии, и оружие оттуда перестанет поступать боевикам в Ираке. Но Вашингтон сознательно задерживает помощь Багдаду, давая возможность ИГИиЛ максимально расширить свое влияние.
«Крестовый поход» против арабского социализма
Крупнейшими представителями арабского суннитского социализма в XXI веке были семейство Ассадов, Саддам Хусейн, Ясир Арафат, Муаммар Каддафи. С одной стороны, они напрочь отрицали западную демократию, с другой — строили социальное общество.
Например, при Саддаме Хусейне обычные граждане были освобождены от коммунальных платежей. Государство покрывало эти расходы из бюджета. Цены на бензин были очень низкими, большинство населения пользовалось личным автотранспортом. Налоги с мелкого бизнеса не взимались. Саддам объяснял это так: предприниматели сами зарабатывают себе зарплату, снимая с государства обязанность по социальному обеспечению, а поэтому правительство не должно с них еще что-то брать.
И Насер, и Каддафи, и Хусейн, и Ассад, и Арафат понимали: Ближний Восток с его огромными нефтяными ресурсами — очень лакомый кусок для транснациональных кампаний. Поэтому они были сторонниками объединения всех арабов (панарабистами).
Это не могло не вызвать недовольства Вашингтона, который исходил из принципа «разделяй и властвуй». И это стало причиной вторжения в Ирак в 2003 году, а затем «арабской весны». В результате Каддафи и Хусейн были убиты, Арафат — то ли убит, то ли умер. Не пожалели США даже бывшего соратника, главного идеолога арабского социализма и панарабизма Насера, египетского президента Хосни Мубарака. Последний давно отрекся от идей своего учителя и выполнял все пожелания американцев, но его все равно свергли. За кампанию, так сказать.
Держится пока только глава сирийского отделения социалистической партии «Баас» Башар Асад.
Шииты и салафиты
Для устранения суннитов-социалистов Вашингтон использовал шиитов, ориентирующихся на Иран, и суннитов-салафитов (ваххабитов), поддерживаемых Саудовской Аравией. В частности, нынешний иракский премьер-министр шиит аль-Малики (сторонник сближения с Ираном) был одним из активных борцов с правительством Хусейна. В свою очередь, саудиты также полностью поддержали американское вторжение в Ирак в 2003 году.
Иранские шииты — сторонники Исламской революции 1979 года и последователи аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни. Салафия как религиозное течение сформировалось в конце XVIII — начале XIX века благодаря трудам арабского теолога Муха́ммада ибн Абд аль-Вахха́ба (отсюда и название «ваххабизм»). Оба течения имеют реформаторский характер (их роль в исламе очень похожа на место пуритан-кальвинистов в христианстве). В основе этих течений — требование придерживаться аскетического образа жизни и веры первых мусульманских общин.
При этом салафизм (ваххабизм) традиционно был верой пастухов-бедуинов Аравийского полуострова (в отличие от идей Хомейни, возрождавших величие «персидской цивилизации»). В своем крайнем течении он отрицал городскую культуру и цивилизацию, считая их рассадниками разврата и несправедливости. Именно этот тезис стал основой «Исламского государства Ирака и Леванта».
После свержения бывших и действующих сторонников арабского социализма и панарабизма пришел черед стравить между собой шиитов (сторонников Исламской революции) и салафитов. Именно для этого понадобилась ИГИиЛ.
После неудачной вьетнамской войны Вашингтон активно поддерживал «красных кхмеров» Пол Пота против вьетнамцев, при этом публично дистанцируясь от кампучийского диктатора.
Сегодня внешнюю политику в Вашингтоне формируют люди участвовавшие или поддерживавшие войну во Вьетнаме — Байден, Керри, Маккейн. Видимо, «Исламское государство Ирака и Леванта», с их точки зрения должно сыграть роль «красных кхмеров». Последние были нужны до тех пор, пока они воевали с Вьетнамом. Как только вьетнамцы ушли из Камбоджи, интерес американцев к боевикам Пол Пота исчез.
Дик Чейни: возможно применение ядерного оружия
Придет час, и когда исламисты выполнят свою функцию, американцы поступят с ними, как с Пол Потом (его отстранили от руководства «красными кхмерами», а затем он умер при загадочных обстоятельствах).
Именно такова жесткая логика «принципа домино», запущенного вторжением в Ирак в 2003 году. Последнее стало причиной цепной реакции в виде бесконечной череды переворотов и войн. Чем это закончится — предсказать сложно.
Один из авторов Иракской войны, экс-вице-президент США Дик Чейни недавно предрек, что США в ближайшие 5-6 лет следует ожидать на своей территории теракты, которые унесут больше жизней, чем события 11 сентября 2001 года. При этом политик намекнул на возможность использования террористами ядерного оружия. Если подобное произойдет, то не так уж важно, стало ли очередное «11 сентября» некоей зловещей игрой спецслужб или местью озлобленных боевиков.
Намного более существенно другое. Военная доктрина США предусматривает ответное применение атомного оружия в локальных конфликтах. И если предсказание Чейни сбудется, вполне вероятно, что Вашингтон использует этот пункт военной доктрины на Ближнем Востоке.
«Человек бесчеловечен, пока стремится жить, прикрываясь пулемётами, пушками и танками», — писал когда-то аятолла Хомейни, комментируя политику Запада в исламском мире.