Шапка повелителя смерти, «хвост» в 20 см и постные торты
У кирпичных стен Киево-Печерской лавры, у выхода к Днепру, 15 лет назад выстроена церковь «Живоносный источник». Ее еще называют «храмом для мирян», так как здесь чаще всего проводятся таинства крещения, венчания, служатся ежедневные молебны. «На этом месте до революции была часовня, которую в советское время разрушили, — рассказывает «Сегодня» архимандрит Иларион. — В этом храме находится святыня — головной убор Марка Гробокопателя, который жил еще в ХІ веке, о котором говорили: «Его повелений слушались мертвые». Послушанием преподобного было рытье пещер для келий и захоронений братии. Он постоянно постился, носил на поясе железные вериги, а если кто приносил ему благодарность — отдавал нищим. О его множестве чудес рассказывает Патерик. Однажды он выкопал узкую могилу, что в нее едва смог поместиться гроб с умершим. Братия стала роптать на Марка, что они не могут как следует ни похоронить усопшего, ни омыть его елеем. Пещерник попросил прощения, но братия не унималась. Тогда блаженный сказал усопшему: «Брат, подвинься сам и, взяв елей, возлей на себя». Мертвый, немного разогнувшись, протянул руку и, взяв елей, возлил на себя крестообразно на лицо и на грудь и отдал сосуд; оправя себя сам, он возлег и уснул. После этого чуда братия с ужасом и трепетом обращалась к Марку. Еще была история с братьями Иоанном и Феофилом, которые попросили Марка устроить им одно общее место для их погребения. Случилось так, что младший, Иоанн, умер, когда старший уехал. Вернувшись, Феофил негодовал, что Марк похоронил Иоанна на месте старшего. Пещерник отвечал: «Прости, согрешил я!». Потом, обратившись к умершему, сказал: «Встань, брат, дай то место старейшему тебя брату, сам же ляг на нижнем месте». По слову преподобного, мертвый все исполнил. После этого Феофил даже ослеп от слез и прозрел только за три дня до кончины. О чем это говорит? О том что у Бога нет мертвых. Марк не своей силой это все делал. Человек без Бога ничего не может сделать, но Господь слушал Марка, значит, его молитва была угодна Богу, он был угоден Богу. Сам преподобный Марк, говорят ученые, почил в возрасте 40 лет. Его мощи, полностью нетленные, покоятся в Ближних пещерах. Люди часто получают у его мощей исцеление, много случаев лечения бесплодия. Сначала молебны преподобному Марку служили не здесь, а в пещерах. Но там собиралось столько людей, что молебен решили перенести в этот храм. В конце службы прихожане подходят к священнику, целуют крест и надевают шапку преподобного Марка. В советское время шапку хранил у себя монах Руф, а когда Лавра открылась, вернул ее».
Нижняя Лавра. «Человек без Бога ничего не может сделать».
«Храм для мирян». Здесь проходят молебны, венчания и крещение.
ОДЕЖДА МОНАХА. Конечно, у каждого монаха есть свой гардероб. Он довольно скромный и состоит из 3—4 облачений на все случаи жизни. Шьют их здесь же, в пошивочном цехе Лавры. «Как пришедшие в армию снимают свою мирскую одежду и надевают военную, так и монахи, придя в монастырь, облачаясь, становясь воинами Христовыми, — объясняет нам начальник пошивочного цеха архимандрит Андрей. — Одежда наша — это черное платье, как символ смирения и покаяния, которое мы должны носить до конца своих дней».
По уставу, раз в два года монах получает новую одежду. На мой вопрос: «Как монахи не умирают от жары летом в черной одежде?», воины Христовы улыбаются: «Под облачением у нас всегда еще нижняя рубашка, которая прежде делалась из верблюжьего волоса, чтобы колоть тело и напоминать монаху, для чего он пришел в монастырь, — смирять свое тело и укреплять дух. Подобную власяницу носил еще Иоанн Креститель, при том что в пустыне была температура +50 градусов. А преподобный Паисий Святогорец говорил: лучше умереть от жары, чем снять одежды монаха. Так что нам это в радость. А когда сильно жарко, мы просто убыстряем шаг, вот и все. Самыми лучшими тканями для облачений считаются греческие, нам иногда владыка заказывает. А вот «власяниц» не используем, только по особому благословению духовника».
В каждом монастыре есть особенности монашеского облачения. Например, в Святогорской лавре — это полумантии. «По лаврской традиции, мантия у нас немного длинней облачения, с «хвостом» в 20 см, какие носили до революции, — объясняет архимандрит Андрей. — Чтобы не наступать, монахи ее на руку наматывают. А вот в праздник надевают цветные облачения. Каждый цвет имеет свое значение: голубой — цвет Божией Матери, красный — цвет мучеников (по аналогии с кровью Агнца Христова), зеленый — цвет преподобных отцов».
Изюминка. Самая старая липа.
Святыня. Шапка прп Марка.
ПЕКАРНИ: ПРОСФОРЫ VS ТОРТЫ
Часто думают, что монахи ничего не делают, кроме чтения молитв, но это не так. Монашеская жизнь состоит из послушаний, назначенных старшим. Одно из них — работа на просфорне. Просфоры, которые верующие едят после причащения, готовятся только руками братии. Эта традиция была заповедана еще преподобными отцами Печерскими.
Получив благословение наместника, владыки Павла, корреспондентам «Сегодня» пришлось вставать в пять утра, чтобы увидеть своими глазами, как пекутся просфоры. «Вообще, первый замес начинается в три утра, так что вам грех жаловаться, — с улыбкой говорит послушник Нико. — Сейчас тесто подошло, мы будем его раскладывать. Лаврская просфора состоит из двух частей: верха, с напечатанным узором в виде креста, и широкого низа. Сначала мы «печатаем» узор на верхней части просфор и складываем их на противни. Потом «печатаем» нижнюю часть и также складываем на противни. Когда тесто подойдет, соединяем верхнюю часть с нижней и ставим в печь. К 11 утра 7,5 тысячи просфор будут готовы, и уходит на это 300 килограммов муки и более 70 литров воды».
Первый замес. Тесто выкладывается на стол и раскатывается.
Печать форм. Верхушки-кружочки «летают» по всему столу.
Около 10 монахов в белых халатах и шапочках становятся вокруг большого стола с мукой и долго молятся. Далее все работают, как единый часовой механизм. Одни монахи вырезают специальной формой кружочки и перекидывают их на противоположную часть стола, где их тут же подхватывают другие монахи и ставят на кружочках печать в виде креста, а третьи складывают уже «пропечатанные» формы на противни, натертые воском. Каждое движение сопровождается молитвой «Преподобные отцы наши Печерские, молите Бога о нас». Причем молитва читается монахами не по очереди, а вразнобой — то с одного конца стола, то с другого. Как они договариваются, кто следующий будет читать — неясно, но молитва не прекращается ни на секунду. Через десять минут я почувствовала, что впадаю в состояние транса и сама невольно произношу: «Преподобные отцы наши Печерские…»
После «полетов». Верхушки просфор складывают на противень.
Заготовки. Ставят в печь.
Кстати, в каждом монастыре просфоры отличаются по вкусу. Например, в Почаеве они чуть кисловатые, в Киево-Печерской лавре — сладкие, потому что используем лишь высший сорт муки. Кстати, на день ангела — так называется день рождения монаха — печется отдельная просфора средних размеров, которая вручается на трапезе. Именинник делит «подарок» на части, раздает братии, а остальное оставляет себе, сушит и ест в течение года.
По-новой. Следующий замес.
По соседству с просфорней есть пекарня, где шесть работников-мирян готовят пирожки, кулебяки, пиццу, вареники, которые покупают прихожане в ларьках и трапезных. «Молоко, творог мы привозим из лаврского хозяйства в Воронькове, их тоже можно купить в ларьках на входе, — говорит иеродиакон Димитрий. — А в кондитерском цехе готовят все — от «полена» и печений до торта, причем даже постного».
Кондитеры. Готовят пирожки.
Торт в 3 кг. Никаких красителей.
СОЦИАЛЬНЫЕСЛУЖЕНИЯ ЛАВРСКОЙ БРАТИИ
В Лавре происходит множество разных социальных мероприятий, в которых задействованы монахи. Они наведываются в дома престарелых и детдома, приходят к инвалидам, приносят продукты, вещи, медикаменты и духовную литературу, могут поисповедовать и причастить больных и лежачих, желающих приобщиться Тела и Крови Христовой. Продукты эти и все другое куплено на пожертвования прихожан Лавры. Люди жертвуют как деньгами, так и вещами, а монахи распределяют пожертвования по назначению.
ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ. «До АТО наша братия окормляла около 10 тюрем, сейчас меньше, так как связь с Донбассом потеряна, — говорит отец Филипп, начальник отдела по окормлению осужденных. — Раз в месяц выезжаем в зону в селе Мартусовка под Киевом, служим литургию. Отвечаем на письма узников. В первых письмах они обычно рассказывают свою историю и просят продукты или медикаменты, а уже потом начинают интересоваться Богом. Есть даже свои духовные! Я лет 10 переписывался с заключенным, так он столько книг прочел, как в духовной семинарии. Вышел, женился, слава Богу. Еще один попал в колонию для несовершеннолетних за три убийства, был еще со школы неуправляемым. А в тюрьме с ним случилось духовное перерождение. Он благовествовал сокамерникам, стал духовным старостой. После амнистии приезжал к нам на богослужения. Женился, устроился на работу. О прежней жизни говорят только его наколки. Такие случаи — редкость, но мы и этому рады».
Монахи. Окормляли 10 тюрем.
ИНВАЛИДЫ. «Меня всегда поражает одна семья инвалидов, которые живут скромно, но встречают нас всегда, как самых почетных гостей, накрывают стол, хотя им это нелегко, — говорит иеромонах Лукиан, начальник отдела социального служения. — Они такие жизнерадостные, что диву даешься. Или, например, семья: муж — инвалид лежачий, жена больна раком, но вы бы видели, какая чистота у них в доме, все блестит. Эта женщина, больная раком, просто светится изнутри. Для нас, монахов, это пример духовной высоты, как святость, причем еще при жизни человека. Дивны дела Господни, когда в немощах и болезнях приходит такая духовная сила. Однако в подаяниях нужно быть разборчивым, люди встречаются разные. Если видим, что помощь воспринимают чисто потребительски или начинают что-то требовать, мы перенаправляем ее на тех, кому она более нужна».
Послушание. В пошивочном.
ОБЕДЫ ДЛЯ БЕДНЫХ. В Лавре сегодня работает шесть трапезных, а также дважды в день (в 11:00 и 19:00) выдаются обеды для малоимущих. «Каждый день варим 120 литров супа или борща, есть также обязательно гарнир и салатик, — говорит иеромонах Арефа. — Некоторые оказываются в Лавре от отчаяния и просят подработать на «билеты домой» или еще какую нужду, или кто не может прокормить семью. Но есть и те, кто воспринимает трапезу, как должное, не желая менять жизнь и искать работу. Да, мы исполняем волю преподобного Феодосия, который велел кормить всех нуждающихся, и традиции этой почти 1000 лет. Однако принимать такую щедрость надо со смирением и радостью, а не с обидой и фразами «вы должны». Но наша задача — накормить и молиться о спасении их душ».
Столярная. Есть все нужные мастерские для строительства.