Вместо того, чтобы максимально быстро сформировать технократическое правительство, бывшая оппозиция устроила премьериадууколов красоты.
Нынешняя Верховная Рада вызывает в памяти события января 2005 года, когда после «оранжевой» революции политиков захлестнула ажиотажная волна передела власти. Правда, стоит учитывать, что тогда социально-экономическая ситуация в стране, мягко говоря, отличалась от нынешней. Однако, судя по всему, новая власть не осознает возможных последствий своих кулуарных дрязг. Ведутся переговоры, делятся должности. И хотя, как стало известно «Комментариям», премьер-министром Украины, скорее всего, будет избран Арсений Яценюк, вокруг других постов сейчас развернулась настоящая война.
Очередной перенос вопроса по созданию правительства на четверг еще ничего не значит, утверждают депутаты. Не исключено, что голосование перенесут на следующую неделю. Тем временем, как это часто бывало в украинской истории, на горизонте появилась куча нахлебников, тихонько пересидевших кровавые события на Майдане, а теперь пытающихся устроиться в новых реалиях. Так, по кулуарам прогуливается бывший глава НАК «Нафтогаз» Алексей Ивченко, в стенах парламента не бывавший уже очень давно. Замечены и другие депутаты прошлых созывов, пытающиеся поговорить с представителями новой власти «за жизнь». Также, откуда не возьмись, в ВР всплыли различные руководители разных партий. У них своя меркантильная цель: они продают свои детища с громкими именами (к примеру, Партия малого и среднего бизнеса) для тех, кто хочет заняться своим собственным политпроектом. А этот вопрос для многих нынешних нардепов выглядит очень актуальным: существует высокая вероятность проведения внеочередных парламентских выборов уже осенью этого года.
Встрепенулись и поникшие было «регионалы». Некоторые представители бывшей власти уже начали скрытно нащупывать в мутной водице глобальной смены персоналий во власти возможности для себя тем или иным образом попасть на высокую госдолжность или найти потенциальных представителй своих интересов в будущей властной обойме. В частности, говорят о том, что новоиспеченные «внефракционщики» Виталий Хомутынник и Сергей Буряк якобы активно ищут «клиентов» для реализации «старых-добрых» финансовых схем.
В то же время нет окончательного ответа на основной вопрос: каким все-таки будет новое правительство? Складывается впечатление, что технократический Кабмин, в котором участвовали бы представители кругов, не имеющих отношения к «реестровому» политикуму (в том числе и от Майдана), создавать никто не намерен. Политики упорно перетягивают на себя одеяло, не замечая нарастающего гнева обычных майдановцев. А те задают себе вполне резонный вопрос: а за что мы кровь-то проливали?..
На публику представители трех экс-оппозиционных фракций говорят о необходимости публичности процесса формирования правительства. Однако о конкретных персоналиях особо не распространяются. Например, по словам народного депутата от «УДАР» Павла Розенко, кадровый состав имеет второстепенное значение и на заседании фракции не обсуждался. «Для нас принципиальным является вопрос коалиционного соглашения. С чем и куда мы идем. Хотим увидеть в документе гарантию подписания соглашения об Ассоциации, а также то, что это будет правительство не популизма, а реформ и борьбы с коррупцией», – отметил он.
«Кто-то очень спешит раздерибанить посты, не говоря о принципах. Как бывшему чиновнику, заместителю министра (социальной политики. — Ред), мне для деятельности министерства министр не нужен, – есть аппарат, который обеспечивает круглосуточную деятельность. А нас подталкивают к спешке: давайте бегом делать. Квоты при формировании правительства – это тоже не подход. Могут назначить неизвестно кого по своей квоте. Нужна публичность: необходимо озвучить кандидатов на посты министров за пару дней до голосования. Тогда общественность сможет высказать свою точку зрения, Майдан – утвердить», – отметил он.
В свою очередь позиция «Батькивщины» в этом аспекте отличается от «ударовской» коренным образом. Так, народный депутат от «Батькивщины» Андрей Павловский заявил, что вопрос с правительством нужно решать как можно быстрее – без реальной исполнительной власти экономика может банально рухнуть. Однако он так же не захотел пройтись по принципам формирования и фамилиям кандидатов.
Пока вчерашние оппозиционеры кулуарно делят должности, а журналисты и эксперты муссируют слухи о неких закулисных торгах и возможных спорных политических комбинациях, которые могут возникнуть в их результате, по-прежнему остаются без ответа вопросы по поводу предстоящих президентских выборов. В частности, речь идет даже не столько о кандидатах в президенты (после того, как Юлия Тимошенко улетела на лечение в Германию, на одного кандидата стало меньше) сколько об обеспечении самой избирательной кампании. На вопрос корреспондента «Комментариев» о том, почему парламент не принял решение о перезагрузке ЦИК, где было сформировано большинство под Виктора Януковича, народный депутат от «Батькивщины» Руслан Князевич отметил, что «они пока принимают законные решения. Вы предлагаете сорвать избирательный процесс? У нас кампания длится всего три месяца. Во-первых, нужно основание для переизбрания состава. Во-вторых, новые люди не смогут провести выборы нормально, поскольку пока они поймут, куда они попали, выборы уже закончатся», – отметил он.
Майдан пока стоит в стороне и молча, вприщур, наблюдает за процессом. Будучи однажды обманутым – в 2004 году, – он не желает расходиться по домам «до полной победы». Между тем нотки разочарования политической возней под куполом ВР и даже раздражения нет-нет да и проскакивают в комментариях активистов. Слышат ли это упоенные успехом восстания и дележем вместилища личных перспектив экс-оппозиционеры? Нетрудно предположить, что в случае продолжения необдуманных действий тремя политсилами, пришедшими к власти на плечах Майдана, этот Майдан легко станет в оппозицию к ТАКОМУ парламенту. Ведь главные требования людей до сих пор не выполнены. И нет ясных, понятных обществу сигналов, что кто-то собирается их выполнять. А если да, то каким образом.Даже не обсуждается пока вопрос люстрации. Нет признаков формирования технократического правительства, в который вошли бы и люди, пользующиеся доверием Майдана, – правительства, заточенного не под аппетиты политсил, парламентских групп и отдельных личностей, а под задачи, которые такому правительству предстоит решать, вытаскивая страну из экономической пропасти. Наконец, нет и внятных ответов на вопрос: «Что дальше?». Каким образом отечественный политикум намерен конвертировать созидательный патриотический потенциал, накопленный в обществе, в необходимые стране реформы и модернизацию? Учитывая готовность значительной части общества к акциям прямого действия, политическому «триумвирату» стоило бы, не заигрываясь, как можно быстрее расставить все точки над «i» в этих вопросах. Для начала – хотя бы в вопросе формирования Кабмина. Впрочем, у экспертов и журналистов, наблюдающих за процессом «дискуссий и согласования позиций» в Верховной Раде, возникает все больше опасений, что после оглашения состава нового правительства неудовлетворенных таким вариантом «перезагрузки власти» за пределами парламента станет еще больше…